Такси не спешит вдогонку за топливом
Еще в июле рижские таксисты в один голос заявляли, что дальше так жить не могут. Еще бы, ведь цены на заправках достигли абсолютного максимума (цена литра 95-го бензина на Statoil была 80,9 лата). Однако с той поры топливо подешевело более чем на четверть. Так почему же таксисты не спешат снижать тарифы? Этот вопрос мы задали руководству таксомоторных фирм.
Тарифам с топливом не по пути
Напомним, что нынешним летом, когда цена барреля нефти достигла 150 долларов, а эксперты уже предрекали ему 250, ряд фирм и Ассоциация легковых пассажирских перевозок требовали у Рижской думы увеличить потолок тарифов. С декабря 2005 года в латвийской столице он равен 50 сантимам за километр в пути и 1,5 лата за посадку. С тех пор утекло много бензина и солярки. Нефть подешевела втрое — до менее чем 50 долларов за баррель, автомобильное топливо на наших АЗС — более чем на 25%. Где же снижение расценок такси? В нынешних условиях вот и завлекали бы пассажира приемлемыми ценами.
Виноват недогруз
Как разъяснил «Часу» директор фирмы Riga taxi Геннадий Аксенов, ситуация сложилась прямо-таки парадоксальная. Цены невозможно снизить именно потому, что пассажиров стало меньше. Он напоминает, что после того, как таксисты обратились в думу, та заказала в Латвийской академии наук исследование — обоснованы ли их просьбы об увеличении максимального тарифа. Его автор Янис Почс констатировал: нынешние тарифы экономически обоснованы при загрузке машины на 70%. Однако в нынешних условиях она — менее 50%. Другими словами, цены надо было повышать.
Однако сегодня это уже не столь актуально. Напротив, по словам Аксенова, на собрании трудового коллектива обсуждался вопрос о том, а не снизить ли тарифы для обычных клиентов, сделав их такими же, какие фирма использует для корпоративных — 40 сантимов за км пути и 60 сантимов за посадку. Пока решение не принято, но вполне возможно, что жизнь заставит пойти на этот шаг уже в ближайшее время. Кроме того, что машины простаивают, а количество пассажиров с начала года уменьшилось на 30%, заметно выросли платежи по лизингу, а подавляющее большинство такси покупается с помощью «рассрочки».
Безработица воскресит «банковку»
Коммерческий директор Рижского таксомоторного парка Анита Пакалниня не считает, что его тарифы чересчур высоки. «Сердце кровью обливается, когда водитель пробивается через пробки, везет пассажира, а тот проедет на два лата и выходит, — делится она. — Да мне выгоднее его на руках отнести! Машина — новая, с большим багажником, чисто вымытая, водители — вежливые, вот сегодня организовали для них курсы английского, это же все стоит денег!» По словам директрисы, она не думает, что в течение ближайшего полугода самоуправление будет менять тарифы — ведь впереди выборы, а это мера непопулярная.
Летом ходили разговоры о том, что многие таксомоторные фирмы в условиях кризиса обанкротятся, в первую очередь — мелкие. Пакалниня с этим не согласна. Напротив, оказаться на грани неплатежеспособности могут компании, платящие за своего работника все налоги и берущие машины в лизинг. Но на рынке много фирм, которые не имеют собственных машин, но продают любым желающим свои лицензии. «Этот бизнес вряд ли можно считать легальным, так как государство недополучает налогов, — уверена собеседница. — Кроме того, в период безработицы количество желающих купить такую лицензию, заплатив 10 латов, увеличится. Более того, на улицы вернутся 90-е, когда город был наводнен частными извозчиками безо всяких лицензий и счетчиков».
Самое время
Время, когда цены на горючее снижаются, является подходящим моментом для повышения акцизного налога, считает эксперт SEB banka Эдмунд Рудзитис. «Водители рады, что цены на горючее продолжают падать. Бензин стоит неполных 60 сантимов, как в марте 2007 года. В настоящее время цены на горючее примерно на 25% ниже, чем в июле, когда они достигали рекордной отметки, к тому же есть все предпосылки и для дальнейшего их понижения», — отметил эксперт. Рудзитис напомнил, что ставки акцизного налога на горючее в Латвии одни из самых низких в ЕС и их нужно увеличивать. Акциз на бензин составляет сейчас 228 латов за 1000 литров, на дизель — 193 лата за 1000 литров, а к 2013 году оба этих налога должны быть повышены соответственно до 252,31 и 231,93 лата. По мнению эксперта, повышение налога, например на 10%, позволило бы бюджету рассчитывать примерно на такую же его сумму, как в прошлом году, так как повышение налога компенсирует упавший спрос на горючее, а для автовладельцев подорожание бензина на 2- 3 сантима не станет катастрофой.