Foto: Publicitātes foto
Лицензирование таксомоторных фирм устарело, потому что компании по совместным поездкам могут контролировать водителей намного лучше, чем самоуправления, сказал в интервью агентству LETA один из основателей и исполнительный директор предоставляющей услуги совместных поездок компании Taxify Мартин Виллиг.
Противники идеи регулирования услуги совместных поездок считают, что лицензирование — гарант качества и безопасности.
«Раньше так и было — если водитель получил необходимую лицензию, значит, он достоин и может обслуживать клиентов на лучшем уровне. Однако время не стоит на месте, и технология может сделать работу лучше, чем местное самоуправление с функцией лицензирования водителей пассажирских перевозок. Муниципалитет может выдать лицензию, но не способен контролировать водителя каждый день и час. Мы — можем», — говорит основатель Taxify.
Он также выразил надежду, что утвержденные Сеймом в начале октября поправки к закону об автоперевозках, предусматривающие введение в Латвии услуг совместных поездок или ridesharing, в окончательном чтении могут быть согласованы до конца года.
«Эстония пока стала первой страной, парламент которой рассматривает поправки к закону об общественном транспорте, согласно которым будут установлены минимальные требования в отношении лиц, предоставляющих услуги по разделению стоимости поездки. Во многих странах этот процесс пытаются остановить, но Эстония всегда умела отличиться», — рассказывает Виллинг.delfi.ru
Утвержденные Сеймом в начале октября поправки к закону об автоперевозках, предусматривающие введение в Латвии услуг совместных поездок или «ridesharing», в окончательном чтении могут быть согласованы до конца года, говорит в интервью агентству ЛЕТА Мартин Виллиг, один из основателей и исполнительный директор компании Taxify, предоставляющей услуги совместных поездок. то означает, что практически каждый владелец машины сможет подзаработать, даже не обладая лицензией таксиста.
-Противники идеи регулирования услуги совместных поездок считают, что лицензирование — гарант качества и безопасности. По-хорошему, раньше так и было — если водитель получил необходимую лицензию, значит, он достоин и может обслуживать клиентов на лучшем уровне. Однако время не стоит на месте. Муниципалитет может выдать лицензию, но не способен контролировать водителя каждый день и час. Мы — можем, — говорит он.
— И как вы можете контролировать водителя каждый день и час?
— При использовании нашего мобильного приложения пассажир может дать оценку водителю после каждой поездки. Мы можем использовать статистические данные программы, чтобы узнать, хороший водитель или плохой: если рейтинг опустится ниже 4,5 звезд, то его учетная запись блокируется. Каждая низкая оценка клиента рассматривается индивидуально — мы общаемся как с водителем, так и с клиентом, чтобы понять, что случилось.
Иногда можем дать второй шанс, но если у водителя стабильно плохой рейтинг, он будет заблокирован и никогда больше не сможет работать через наше приложение.
Живя за городом, я сам развожу людей примерно пять раз в месяц. Утром, если нет запланированных встреч, после завтрака включаю приложение. И, если кто-то хочет поехать до центра Таллина на моей машине, подвожу.
— Каковы ваши операционные показатели, сколько у вас автомобилей?
— У нас есть четыре или пять основных рынков: Эстония, Латвия, Южная Африка и некоторые другие, хотя в целом работаем в 14 странах, где в настоящее время у нас около 10-11 тыс. водителей, мы только что достигли 750 тыс. зарегистрированных клиентов. Вероятно, к концу года мы достигнем показателя в 1 млн. пользователей или около того, включая около 80 тыс. клиентов в Латвии, на которых приходится около 400 машин.
Фактически, мы уже второй игрок на латвийском рынке пассажирских перевозок (после «Pandataxi»). Примерно 80% наших латвийских водителей лицензированы как таксомоторные перевозчики. Остальные 20% — частные водители. В Африке все наоборот: 20% наших водителей лицензированы, а 80% — частные водители.
В среднем стоимость одной поездки в Латвии у нас составляет около 5,3 евро. Среднее расстояние поездки составляет около 7,4 км. Южная Африка — немного ниже пяти евро, в Эстонии — 5,7 евро.
Конечно, если вы посмотрите на Финляндию, то в среднем там стоимость одной поездки составляет уже около 20 евро, но Финляндия — одна из самых дорогих стран Европы.Контролируемая агрессия
— В таком случае, почему вы не идете в другие европейские страны?
— Мы смотрим на размер рынка и доступность водителей. Сначала мы работали исключительно с лицензированными водителями такси, но вскоре поняли, что этого недостаточно, чтобы гарантировать хорошее покрытие, а также качество сервиса.
Потребительский спрос на такси постоянно растет, а хороших машин и честных водителей не хватает. Поэтому в свое время мы увидели в привлечении частных водителей хорошую альтернативу.
Таксомоторный бизнес имеет временной характер с пиками заказов утром и вечером, а также по выходным дням и праздникам. Как правило, в часы пик крайне сложно поймать такси, все диспетчерские службы переполнены заказами.
Частные же водители по большей части могут работать до или после рабочего времени и в выходные, в часы пик, делая рынок более эффективным. Клиентам в этом плане абсолютно не важно, кто их везет, таксист или частный водитель — главное, чтобы быстро, качественно и за разумные деньги. Для частных водителей это, в свою очередь, хорошая возможность подзаработать немного денег.
— Какую комиссию отчисляют ваши водители с каждой поездки?
— Комиссия зависит от страны, но, как правило, до 20% от стоимости поездки. В Латвии наша комиссия — 10%.
Возможно, услуга совместных поездок — это наиболее гибкий способ получить дополнительный доход, многие люди ищут такие возможности в свое свободное время. В Риге живет от 30 тыс. до 50 тыс. человек, которые потенциально готовы на такой заработок.
— Это водители без лицензий перевозчиков? Как относятся водители к такой работе?
— Наверное, если вы пилот авиакомпании и обслуживаете пассажирский рейс с сотней людей в салоне, вам нужна действующая лицензия. Но в случае автотранспорта люди водят прилично, доставляя, например, своих детей в детский сад.
Мы считаем, что лицензирование уступает технологии: при регистрации в нашей системе вы проходите проверку, в том числе изучается ваш водительский стаж и состояние машины.
Поездки с попутчиками — хорошая альтернатива службам такси. Конечно, постоянно, каждый день по многу часов развозить людей — это не совсем то, о чем мечтают многие люди. Но, если вы время от времени делаете около четырех или пяти поездок в месяц, это как хобби. Некоторые люди приходят и пробуют в течение одной недели и в конце концов понимают, что такой род занятий им не подходит. Другие же остаются работать на нерегулярной основе.
— В этом году только в Латвии сожжено пять такси, не говоря уже о странах Латинской Америки, где сжигают и водителей «Uber«… Вы просчитали риски подобной агрессии?
— Я понимаю причину для протестов: например, во Франции или Великобритании агрессивно настроены по отношению к водителям «Uber», потому что есть ограничение на количество лицензий такси. Новые лицензии не выдаются, а стоимость одной лицензии составляет порядка 300 тыс. евро.
Представьте себе: водитель кэба, возможно, взял кредит, чтобы заплатить за лицензию, а тут появляется его конкурент без лицензии. В этом плане агрессия вполне естественна, однако в странах, где барьеры для входа на рынок ниже, как в странах Восточной Европы, агрессия вполне контролируема.
— Какие условия отбора водителей?
— Они должны соответствовать требованиям «Taxify». Если у вас нет криминального прошлого, вы имеете стаж вождения не менее 2 лет, не нарушали правил дорожного движения и имеете автомобиль с четырьмя дверьми не старше 10 лет — у вас есть все шансы стать водителем «Taxify».
Будущее без водителей
— Можете ли вы сказать, что на растущих рынках ваш основной конкурент — сервис «Uber» и что его тарифы ниже, чем в сервисе «Taxify«?
— Ценообразование вполне сопоставимо, нет никакой разницы между нами в Африке, Латинской Америке или Европе. Что важно — мы дешевле для водителей, а значит, водители могут заработать больше с «Taxify». Наша ставка в зависимости от рынков — 10-20%, и в среднем мы на 7% дешевле, чем «Uber».
Если говорить о географии, то мы видим в последнее время, что «Uber» заключил сделку слияния с китайским лидером райдшеринга «DidiChuxing» и, вероятно, то же самое произойдет в Индии, где ведущим игроком в этом сегменте является «Hola». «Uber» тратит миллионы долларов на маркетинг, пытаясь получить новые доли региональных и локальных рынков. Но на крупных рынках местные компании будут доминировать, а «Uber» станет либо вторым номером, либо начнет создавать какие-то корпорации и совместные предприятия с местными игроками, потому что в долгосрочной перспективе тратить так много денег на маркетинг не выгодно.
В Латвии мы работаем над тем, чтобы урегулировать услугу совместных поездок, при этом помогая «Uber» зайти на рынок. С другой стороны, есть множество рынков, где он делает то же самое для нас.
— Видите ли вы будущее для своего бизнеса в самоуправляемых автомобилях?
— Да, сегодня водитель — самая расходная составляющая этого бизнеса. Если мы уберем водителя, прибыль увеличится. Ввиду правовых особенностей я думаю что это станет реальностью не раньше чем через 7 — 10 лет.
— Если вы решили бы продать «Taxify«, каковы была бы цена вопроса?
— В настоящее время у нас нет каких-либо предложений о покупке нашей компании, так что трудно сказать.
Справка
Компания «TaxifyOÜ» основана в 2013 году в Эстонии. Затем компания пришла в Латвию (местным представительством руководит Юрис Круминьш), Финляндию и Литву. Сегодня работает в 14 государствах. Среди последних стран, где запустился сервис — Румыния, Кения и Венгрия. 23 сентября компания начала работать в Киеве. Приложение доступно бесплатно для скачивания на операционных системах «Android», «iOS» и «WindowsPhone».
С точки зрения закона
Компания «Taxify» и ее основной потенциальный конкурент «Uber» переформатировали рынок таксомоторных услуг, введя услугу совместных поездок — «ridesharing». Все, что необходимо, — это смартфон с установленным приложением (для заказчика), отсутствие криминального прошлого, автомобиль и желание подзаработать (для водителя). Это ломает все прежние схемы лицензированного таксомоторного бизнеса.
С «Taxify» и «Uber» не раз вели переговоры представители Минэкономики, Минсообщения, транспортного комитета Рижской думы. Переговоры острые: запретить этот бизнес нельзя. Ситуация — абсолютно законная: в других странах модели бизнеса совместных поездок такие же, как в Латвии. В конце концов, некоторые водители порой подвозят попутчиков, голосующих просто на обочине дороги. Почему нет, если одному за рулем скучно?
«Тест-драйв» ЛЕТА
Откуда и куда? От Ратушной площади до салона «Porsche» на ул. Краста, 54. Расстояние ровно 6 км по прямой по набережной 11 Ноября и улице Краста. Время поездки без пробок — 9 минут. Водитель по имени Айгарс с 10-летним стажем вождения на сравнительно новом «RenaultGrandScenic», выбранном через приложение «Taxify» в телефоне, честно признался в своем 5-летнем отсутствии в Риге («работал в Амстердаме, Ницце») и плохом знании города.
— С вами у меня 4 или 5 поездок сегодня. Я не работал в такси, и у меня нет лицензии таксиста, но опыт вождения хороший, а Ригу я забыл, но быстро вспоминаю, — сказал Айгарс.
Это основной на сегодня минус поездки с попутчиком в сравнении с обычной поездкой на такси, где рижские таксисты все город знают. Водитель бестолково ухитрился заблудиться на прямой, словно взлетная полоса, улице Краста.
С другой стороны, использование водителем навигатора позволит избежать таких ситуаций.
Из плюсов: тариф «Panda1» (самый низкий), интеллигентность и явное дружелюбие водителя. Ну и время ожидания заказа — он прибыл к отправной точке мгновенно. Восемь баллов из десяти.