«Хотим жить как в Сингапуре!

Без рубрики

Singapur-3

Сингапур и его фантастическую историю успеха часто приводят в пример Латвии, показывая, что страна с худшими исходными данными (уровень бедность, отсутствие природных ресурсов и пр) может стать процветающей. Надо только этого очень захотеть и поставить перед собой четкую цель. Глава Латвийской торгово-промышленной палаты Янис Эндзиньш признается, что в свое время Латвийская торгово-промышленной палата перевела книгу «Из третьего мира в первый» (в ней описывается история становления Сингапура как экономической державы) на латышский язык и подарила по экземпляру депутатам Сейма для пристального изучения. Сингапурское чудо в Латвии — возможно или нет? Эндзиньш считает, что возможно. Но с рядом условий. Об этом сегодня пишет Ольга Князева на портале rus.db.lv

«Если мы говорим об истории успеха Сингапура, то повторить ее возможно. — говорит Эндзиньш. — Или хотя постараться извлечь уроки из истории этой страны. Но для этого надо сделать главное — сфокусироваться. Когда мы спросили у сингапурцев, как же вам все-таки удалось за 30 лет превратить страну из отсталой рыболовецкой деревушки в развитую державу, они ответили так: очень большое фокусирование. Очевидно, что это сейчас очень нужно Латвии. Надо четко фокусироваться и очень целенаправленно работать. Ведь что происходит сейчас? Мы тратим много сил и энергии на то, чтобы разобраться, правильно ли расходуются наши средства. Вместо того, чтобы тратить ту же самую энергию на зарабатывание денег».

Эксперт считает, что в Латвии остро не хватает руководителей с очень четкими целями и задачами. Надо начать с очень простой вещи — прописать все эти цели и задачи перед чиновниками, и после этого — с них спрашивать. В итоге мы получим маленькое и эффективное государственное управление.

Еще одна вещь, которая отличает нас от Сингапура — это низкая производительность и теневая экономика. «Предприниматели, которые вовлечены в теневую экономику, возможно, не видят свой договор с государством. Это значит, что бизнес платит налоги, но при этом наблюдает, что его деньги просто транжирятся. Это демотивирует. А некоторые предприятия просто обижаются на то, что их как-то дискриминировали государственные учреждения. Таких ситуаций сегодня, к сожалению, много», — говорит Эндзиньш.

Сегодня нам быстрей надо сесть в одну лодку и фокусироваться на самых главных целях для страны. А именно — реформе государственного управления, росте экспорта, повышении заработных плат, которое связано с ростом экспорта. «Опыт Сингапура говорит, что одна из правильных задач — найти лучших руководителей для страны, поставить для них четкие цели и следить, чтобы эти цели выполнялись», — считает эксперт.

И напоследок немного об истории успеха Сингапура. Сингапур сегодня — это одна из самых богатейших стран мира с наивысшими показателями конкурентоспособности и рейтингами экономической свободы. Там работает более 5000 многонациональных корпораций, 850 компаний производят продукцию для мировых рынков. В Сингапуре находятся офисы более 200 банков. Сингапурская валютная биржа считается четвертой в мире по величине.

Но еще полвека назад в расположенном на песчаной полоске суши Сингапуре проживало около миллиона человек разноязычного населения, 75% которого составляли китайцы. Не было промышленности, безработица держалась на уровне 14%. Эмиграция, бедность, коррупция. Природных ресурсов тоже не было, и даже строительный песок и пресную воду приходилось завозить из Малайзии и Индонезии… Неудивительно, что в успех Сингапура в качестве независимого государства в 1965 году не верил никто, даже местные жители.

Но только не будущий премьер-министр Сингапура Ли Куан Ю. По его замыслу недостаток ресурсов должен был компенсироваться превосходством в интеллекте, дисциплине и изобретательности. В своей книге он пишет: «У нас было уникальное положение в Юго–Восточной Азии. Чтобы выжить, мы должны были быть более организованными, работать более эффективно, быть более конкурентоспособными, чем другие страны региона, иначе была бы подорвана сама идея существования Сингапура в качестве связующего звена между развитыми и развивающимися странами. После того как все проблемы были проанализированы, я больше полагался на свою интуицию, решая, что подходит, а что не подходит для нас».

Что сделал Ли Куан Ю?

1. Ставку на американские корпорации
Вначале страна делала ставку на отдельные предприятия из Гонконга и Тайваня. Но их технологии были просты и слишком трудоемки, поэтому не несли дополнительной прибавочной стоимости. Если бы Сингапур согласился на это, то фактически обрек бы себя на длительное производство товаров с низкой добавленной стоимостью. Вместо этого страна сделала ставку на американские многонациональные корпорации, которые принесли с собой высокие технологии, современный менеджмент, новые рабочие места и рыночную сеть распространения экспортных товаров.

2. Агентство одной остановки
Ключевую роль в привлечении инвестиций сыграло правительство. Ли Куан Ю решил, что этой глобальной целью должно заниматься Управление экономического развития (УЭР). Он считал, что инвесторы должны иметь дело с одним агентством, а не с большим числом отделов, департаментов и министерств. УЭР решало все проблемы инвесторов: земельные вопросы, снабжение электроэнергией и водой или охрана окружающей среды и обеспечение безопасности труда.
Главные усилия УЭР были направлены на привлечение инвестиций в четыре основные отрасли промышленности: разборка и ремонт кораблей, машиностроение, химическая промышленность, производство электрооборудования и приборов. В УЭР работали лучшие выпускники и ученые, возвращавшиеся из Англии, Канады, Австралии и Новой Зеландии. Требования к ним были строги: энтузиазм, изобретательность в преодолении препятствий, высокая мораль.

3. Налоговые скидки и промышленные зоны
Простым решением для развития предпринимательства правительство считало строительство промышленных парков. Так, одним из самых больших проектов по созданию инфраструктуры было строительство промышленной зоны Джуронг, где были проложены дороги, канализация, линии электро–, газо— и водоснабжения.
Налоговые скидки для инвесторов и для местного начинающего бизнеса — это еще один момент, который позволит Сингапуру активно привлекать инвесторов на начальных этапах. К концу 1970 года было выдано 390 сертификатов, предоставлявших инвесторам право на освобождение от налогов сроком на 5 лет, который был продлен до 10 лет для тех, кому сертификаты были выданы после 1975 года. „Джуронг гудел от деловой активности, как улей“, — вспоминает Ли Куан Ю. И при этом отмечает, что в большинстве случаев выбор инвесторов был удачен. Многими из них занимались УЭР, министр финансов или лично премьер. Он считал это одной из своих основных задач.

4. Кадры решают все
Как признается Ли Куан Ю, одним из самых ценных активов Сингапура всегда были люди. Еще во время британского владычества Сингапур был региональным центром образования, и уровень обучения в колледжах исторически был высоким. „После нескольких лет работы в правительстве я понял: чем больше талантливых людей работает в качестве министров, администраторов и специалистов, тем более эффективна политика правительства, тем лучше ее результаты“.
Когда в 70–х годах страна столкнулась с эмиграцией, правительство решило срочно действовать. Были сформированы госкомитеты, которые отправились на вербовку азиатских студентов, уговаривая их после учебы ехать работать в Сингапур. Таким образом страна привлекала каждый год несколько сот выпускников, что восполняло потери, понесенные в результате эмиграции.

5. Борьба с коррупцией
Не секрет, что в Сингапуре сегодня крайне низкий уровень коррупции, что во многом определяет облик страны как комфортного и безопасного высокотехнологичного государства. Но так было не всегда. Как шутит Ли Куан Ю в своей книге, «начните с того, что посадите в тюрьму трех своих друзей. Вы точно знаете за что, и они знают за что».

6. Как стать финансовым центром
Для начала в Сингапуре поняли, что их страна благодаря своему месторасположению может сыграть поистине ключевую роль в круглосуточном глобальном банковском обслуживании. Для этого нужно быть пойти на смелое решение: полностью отменить контроль и ограничения на операции с иностранной валютой. Это требовало выхода из «стерлинговой зоны», подразумевающей обязательный валютный контроль. Это было непросто, но премьер пошел на этот риск, одновременно инициировав работу по привлечению иностранных банков и финансовых организаций в страну. Тогда же был отменен налог на доходы нерезидентов.
К 90–м годам Сингапур стал одним из крупнейших финансовых центров мира. Здесь работают 30 многонациональных корпораций и 160 организаций по управлению фондами.

7. Гибкие налоги
Жить без долгов — таков был основной принцип правительства Сингапура. Но чтобы государство оставалось конкурентоспособным на фоне стран–соседей, как признается Ли Куан Ю, налоговой политикой нужно было постоянно маневрировать.

«Мы прогрессивно снижали ставку подоходного налога — как личного, так и корпоративного. Мы переходили от налогообложения дохода к налогообложению потребления. Максимальная ставка налогообложения доходов частных лиц (income tax) была снижена с 55% в 1965 году до 28% в 1996–м. Налог на прибыль корпораций сократился за тот же период с 40% до 26% процентов. В Сингапуре нет налога на прирост капитала (capital gains tax). Наш налог с оборота — эквивалент НДС — составляет 3%. И не забудьте, что в Сингапуре 4 официальных языка. См. ст. 153А конституции Сингапура https://www.constituteproject.org/constitution/Singapore_2010?lang=en

.